• Объявления

Уже сейчас жители Гонконга могут свободно приезжать в Гуандун и другие китайские провинции, чтобы встретиться с родственниками, с которыми их разделила граница английской колонии, ознакомиться с китайской действительностью. В Гуандуне мы постоянно встречали жителей Гонконга. В Китае их называют «тунбао», или «соотечественники», и относятся к ним как к особой категории людей, полуиностранцам, полукитайцам.
Среди китайской молодежи многое, что связано с Гонконгом, обрело в последнее время большую популярность. И это особенно чувствуется в Гуандуне. Гонконгский образ жизни, гонконгские фильмы и эстрада, одежда и прически — все это пользуется здесь необычайным успехом, этому стараются подражать. Гонконгское сказывается во многих мелочах. Молодой гуандунец, в особенности житель Гуанчжоу, обращаясь к незнакомому человеку, обычно говорит «сяньшэн» (господин), к женщине — «фужэнь» (госпожа), к девушке — «сяоцзе» (барышня), в отличие от употребляемого в официальных случаях обращения «тунчжи» (товарищ) или распространенных в Пекине фамильярных «шифу» (мастер), «гэ-мэр» (браток). На улицах гуандунских городов все чаще и чаще можно увидеть вывески, написанные полными иероглифами, употреблявшимися в Китае до 50-х годов и которыми до сих пор пользуются в Гонконге, на Тайване, в Сингапуре и других местах проживания зарубежных китайцев, не признающих проекты реформы национальной письменности.
Гуандун — главный производитель экзотических тропических фруктов. Самый знаменитый из них, бесспорно, личжи. Плоды дерева личжи внешне похожи на очень крупную малину, внутри — водянисто-кремового цвета, а по изысканному вкусу отдаленно напоминают и ананас, и сливу, и землянику, и бог весть еще какие фрукты и ягоды. О личжи подробно говорится в древних ботанических трактатах. Когда-то созревание красных плодов было поводом для специального праздника в Гуанчжоу, а умение любоваться этим процессом считалось в средние века одним из признаков эстетической культуры. Личжи воспевали поэты. Су Ши посвятил этим фруктам специальную поэму. Личжи послужили для Су Ши и предлогом к написанию стихотворения с мотивами социальной критики. «Важнее ли плоды прекрасной личжи, чем горькие народные страдания?» — спрашивает поэт. Дело в том, что перевозка далеких южных даров к императорскому двору всегда была сопряжена с большими опасностями для тех, кто ею занимался. Расчувствовавшийся танский император, которому стало известно об этом из «докладной записки», запретил перевозку личжи из южных земель. В эпоху Сун торговля с югом расширяется, а Су Ши сожалеет о том, что среди его современников не нашлось никого, кто мог бы уговорить императора пожертвовать своими прихотями и отказаться от перевозки фруктов в северные районы Китая.
Критика Су Ши не могла, конечно, воспрепятствовать объективным экономическим тенденциям. Теперь в каждом городе Китая можно встретить банки с консервированным компотом из очищенных плодов личжи. Они стоят дорого для средней китайской семьи, которая предпочитает покупать свежие фрукты, мы же нередко позволяли себе полакомиться этим ароматным чудом. На этикетке «сделанных по современной научной методике» консервов — реклама тонизирующих и вкусовых свойств и… отрывок из еще одного стихотворения Су Ши:
Съедаю в день по триста штучек личжи. Не грех родиться было бы на юге…

Критик и экономист прекрасно уживается в Су Ши с лириком и гурманом.

Комментарии закрыты.