• Объявления

Шел март 1974 года. Несколько жителей деревни Сиян, принадлежавшей коммуне Яньчжай уезда Линьтун, копали колодец. Лопата звякнула о металл. Разлетелись какие-то пластинки, формой напоминающие наконечники копья. Кое-где из-под слоя земли тускло блестела зеленоватая патина. Что это? Первая мысль: клад?! Копать скорее! И вот удивленным взорам крестьян предстала глиняная голова.
Так началась история одного из величайших археологических открытий нашего века. Срочно были вызваны специалисты-археологи провинции Шэньси. Они уже предполагали, что находки будут связаны с именем первого китайского императора Цинь Шихуана. Ведь дело происходило в полутора километрах от холма в горах Лишань, что в 35 километрах к востоку от Сианя, а холм этот считают могильным курганом над усыпальницей Цинь Шихуана — объединителя Поднебесной…
В 246 году на престол удельного царства Цинь, находившегося на территории современных провинций Ганьсу и Шэньси, взошел Ин Чжэн. Вот уже несколько веков в Китае, раздробленном на несколько царств, с переменным успехом шла междоусобная борьба. К III веку до нашей эры возвысилось Цинь, сумевшее провести ряд реформ, укрепивших положение зажиточной части общин, новой прослойки торговцев и ремесленников, и подорвавших влияние наследственной аристократии. На смену старому принципу «богат, потому что знатен» приходил новый: «знатен, потому что богат». Как считают историки, именно в результате этих реформ, предложенных двумя столетиями ранее уроженцем того же царства Шан Яном Ин Чжэну, была обеспечена поддержка. К 221 году объединение Китая было завершено. Началась новая эпоха в истории Китая — эпоха централизованных империй. Ин Чжэн принимает титул «первого высочайшего императора» (Ши Хуан-ди). Всю свою власть Цинь Шихуан употребил на то, чтобы подавить центробежные тенденции внутри покоренных им царств. При нем была начата постройка Великой Китайской стены. Имя Цинь Шихуана стало для китайского народа нарицательным, обозначающим жестокого деспота. Хорошо известно, что в 212 году император приказал сжечь конфуцианские книги и закопать ученых. Таким способом он боролся со старой наследственной аристократией, пытавшейся противопоставить учение Конфуция о «гуманном правлении» новым законам империи.

Комментарии закрыты.