• Объявления

Далянь — город в провинции Ляонин, расположенной на южной оконечности Ляодунского полуострова. Его история неразрывно связана с соседним городом Люйшунем (Порт-Артуром), находящимся в 60 километрах к западу от него. В середине 80-х годов XIX века правительство цинского Китая решило создать здесь военные порты. Строительство крепостей производилось под руководством группы немецких офицеров во главе с поручиком фон Ганнекеном, состоявшим на службе у Ли Хунчжана.
По мирному договору, заключенному в 1895 году в результате японо-китайской войны, Япония получила в «вечное владение» весь Ляодунский полуостров, однако вскоре под давлением европейских держав была вынуждена отказаться от этих территорий.
С того времени Далянь и Порт-Артур стали объектом упорной борьбы между империалистическими державами, стремившимися получить в этом важном стратегическом районе незамерзающие порты. Присматривало себе удобный порт в Желтом море и правительство Николая II.
В ноябре 1897 года Германия захватила китайскую бухту Цзя-очжоу и вскоре получила в аренду порт Циндао с окрестной территорией. В России решили не отставать.
Через месяц российская эскадра бросила якорь на рейде Порт-Артура, а 27 марта 1898 года китайское правительство вынуждено было пойти на подписание договора об аренде Россией Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. По договору Даляньвань объявлялся портом, открытым для иностранной торговли, а Порт-Артур — чисто военным портом, пользоваться которым могли только Россия и Китай. Китайское правительство также дало согласие предоставить обществу КВЖД концессию на сооружение железной дороги от Харбина до Даляньваня, чего так усиленно пытался избежать Ли Хунчжан.
Наиболее дальновидные русские политики выступали против захвата Ляодунского полуострова. Во-первых, он вел к потере русского влияния на китайское правительство и разрушению сотрудничества с цинской монархией, которое установилось с 1895 года. Во-вторых, политика захватов в Китае значительно ухудшала отношения России с Германией, Англией и Японией. С. Ю. Витте, например, писал в своих «Воспоминаниях», что с самого начала выступал против захвата Ляодуна, предвидя, что «этот роковой шаг будет иметь ужасные для России последствия». Тем не менее в правительстве взяла верх другая группировка, возглавляемая министром иностранных дел Муравьевым и поощряемая Николаем II.
Началось строительство города и порта в Даляне, которому по сходству звучания было дано русское название «Дальний». «Город возникал как в некоей сказке, словно по мановению волшебной руки,— писал в своих воспоминаниях инженер А. А. Губанов, работавший на КВЖД.— Красивые здания наполняли его, вырастали сады, сооружались и улыбались веселенькие каменные ограды, разбивались и быстро шоссировались улицы… Уже показались первые свои и чужие корабли, прибывающие в этот новорожденный порт. Поистине это был настоящий праздник…»
Однако городу не суждена была спокойная жизнь. Просчеты дальневосточной политики царизма сказались и на судьбе Дальнего. В 1904 году началась русско-японская война, и в самом ее начале слабо защищенный город был захвачен японцами. По Портсмутскому мирному договору российское правительство уступило победителям все права на Ляодунский полуостров. Дальний отошел к Японии и стал называться по-японски Дайрен. Очень скоро город стал главной торговой базой Японии в материковой Азии. В 1931 году Дайрен вошел в состав марионеточного государства Маньчжоу-го, а в 1945 году был освобожден советскими войсками.

Комментарии закрыты.