• Объявления

От Лхасы до Шигадзе — две дороги. Одна из них в связи с ремонтом находится в ужасном состоянии, поэтому наш шофер избрал маршрут, проходящий по юго-западной окраине Тибета. Из Лхасы мы выехали по хорошему шоссе, ведущему к аэропорту,— лучшей дороге в Тибете.
Асфальт кончается, и сразу же начинается крутой подъем. Наш маленький автобус начинает штурмовать перевал Камба Ла, находящийся в 82 километрах от Лхасы. Перевал высотой 4794 метра считается границей между Передним и Задним Тибетом. Сзади, по дну вытянутой пустынной равнины, бежит мелководная Цангпо.
Постепенно темнеет, но пики гор еще долго остаются освещенными голубоватым сиянием. Проезжаем несколько крохотных деревень, обнесенных со всех сторон каменной оградой высотой в полметра. Ограда кое-где развалилась, и кажется почему-то, что это не настоящие деревни, а археологические раскопки.
То одна, то другая сторона дороги обрывается зияющей пропастью, особенно жуткой в полумраке. Колесо автобуса то и дело буксует на самом краю обрыва, дергается, а мотор заходится, словно в кашле. В такие моменты сердце сжимается от холода и страха. Немножко легче становится, когда пропасть оказывается по другую сторону, а наш борт автобуса буквально трется о скалу, за которую, кажется, в случае чего можно уцепиться руками.
В течение долгого получаса мы то и дело представляли себе, как автобус валится в бездну. Серпантин дороги кажется бесконечным. Где-то далеко внизу под нами видны как будто светящиеся глаза хищных зверей. Это огни фар догоняющих нас грузовиков.
Только в десять часов вечера мы минуем наконец перевал. Никогда мы не видели так густо усеянного звездами неба. Кругом тьма, и лишь внизу смутно виднеется какое-то огромное и бесформенное белесое пятно. Кажется, что мы летим над облаком.
Облако оказалось озером Ямджоюм-Цо — третьим по величине в Тибете. В полночь мы подъезжаем к селению Нагардзе, где есть постоялый двор. Заспанные женщины-тибетки, светя китайскими фонариками, развели нас по комнатам. Закутавшись в ватные одеяла, остро пахнущие вековой пылью, мы провалились в сон. Пришли тибетки, разбудили, собрали со всех деньги за ночлег и наконец ушли.
Как сказал шофер, если на второй день мы сумеем добраться до Шигадзе, это будет большое счастье. Наш старенький автобус — очень странной конструкции. То ли из-за высокогорного климата, то ли по какой другой причине его мотор все время перегревается, а охлаждение осуществляется проточной водой, которая постоянно течет из специального бака, установленного в кабине, непосредственно через мотор. Как только вода в баке кончается, шофер останавливает автобус и бежит к ближайшей речке или луже за водой. Если воды поблизости нет, то мотор долго остывает, и мы имеем возможность не спеша созерцать тибетские пейзажи.

Комментарии закрыты.