• Объявления

Монастырь Палкхор покрывает весь имеющий форму полумесяца южный откос волнистого холма. Монастырские строения, расположенные на различных террасах, образуют как бы громадный амфитеатр и окружают у основания большую пагоду, единственную в Китае выстроенную в непальском стиле. Некогда весь монастырь был обнесен большой укрепленной стеной с бойницами, представляющей собой гигантскую подкову. Монастырь был так сильно укреплен потому, что настоятель его оспаривал светскую власть у хозяина замка на горе. Монастырь снаружи недавно отреставрирован и сияет свежестью побелки.
Первое, что бросается в глаза, когда приходишь к монастырю,— огромный чортен, или кумбум (пагода 100 000 изображений),— главная достопримечательность и гордость города Гьянгдзе. Кумбум монастыря Палкхор был построен в 1427 году принцем по имени Раптен Кунсанг Пханпа. Эта самая большая в Тибете пагода покоится на четырехъярусном основании, каждый ярус которого ярко раскрашенная часовня. Выше находится цилиндрический купол, в котором, в свою очередь, также находятся четыре большие часовни. На цилиндрической части стоит квадратная колонна, с четырех сторон которой в типичном непальском стиле нарисованы всевидящие глаза, а на колонне — позолоченный зонтик металлической башни с тринадцатью кольцами. Конструкцию венчает несколько золотых шпилей.
Этот кумбум — замечательный пример распространения в XV веке искусства народности невар, населяющей долину Катманду. Мастера фресковой живописи этой народности высоко ценились в Тибете. Непальские художники и сегодня помогают реставрировать некоторые тибетские памятники.
Фрески нижнего этажа, не очень хорошо восстановленные, изображают основные моменты буддийского учения. Между четырьмя основными часовнями уместились еще шестнадцать маленьких, которые являют собой характерный образец неварийского искусства. В каждой из них находится центральная скульптура и яркие тематические фрески.
Как обычно, одни изображения посвящены буддийским святым с величественным изображением лиц, другие — воплощение ужаса и жестокости. Паломники обходят все эти изображения и поднимаются по спирали снизу вверх, как бы совершая символическое путешествие в нирвану.
Вообще ступы самых различных размеров являются одним из наиболее распространенных сооружений в буддийском мире. Они обычно представляют собой круглый или цилиндрический купол, стоящий на квадратном основании, выше которого находится колонна или клинообразная башня. Ступа имеет огромное символическое значение для буддистов, которое можно сравнить со значением креста для христиан. Различные части ступ символизируют пять стихий: основание — землю, купол — воду, колонна — огонь, полумесяц — воздух, а шпиль — бесконечный космос. Колонна обычно состоит из 13 колец, которые соответствуют 13 ступеням просветления. По-тибетски ступы называются «чортен», причем это слово может обозначать не только саму ступу, но и любой священный предмет: камень, пирамиды или кучки камней. Вокруг этих предметов следует обходить по часовой стрелке, так, чтобы они всегда оставались по правую руку от паломника.
В пяти километрах к югу от Гьянгдзе дорога поворачивает в долину Чумби. По этой дороге можно доехать до пограничного с Индией города Ядуна, рядом с которым расположен монастырь, построенный в сиккимском стиле. Этим путем прошел в начале века отряд Янгхазбэнда. Но у нас нет времени на Ядун: до него 213 километров, а это значит, не меньше дня пути. Наш автобус снова медленно ползет в сторону Шигадзе — второго по значению города Тибета.

Комментарии закрыты.