• Объявления

После того как в Тибет в 1720 году вошли две маньчжурские армии, цинская монархия стала проводить политику игры на противоречиях между двумя высшими авторитетами ламаизма. В 1728 го-дy маньчжурские правители Китая задержали в Пекине седьмого далай-ламу и предложили пятому панчен-ламе власть надо всем западным Тибетом, однако тот отказался. Шестой панчен-лама (1738—1780) написал несколько философских работ, интересовался внешним миром. Он наивно послал в подарок губернатору Индии золото, которое подогрело английский интерес к Тибету. Седьмой и восьмой панчен-ламы ничем особенно не прославились. Англия и Китай боролись между собой за влияние на девятого панчен-ламу (1883—1937), который поддержал в итоге китайский поход в Тибет в 1910 году. Испугавшись мести тринадцатого далай-ламы, он в 1923 году бежал из Шигадзе в Китай и умер в Цинхае. Нынешний, десятый панчен-лама родился в 1938 году в районе Кукднор провинции Цинхай. На его избрание оказали влияние го-миньдановские власти Китая. Только когда ему исполнилось 11 лет, получил он подтверждение своего перерождения. Десятый панчен-лама прибыл в Шигадзе в 1952 году вместе с отрядом НОАК, после того, как в 1959 году далай-лама бежал из Тибета, панчен был назначен председателем подготовительной комиссии по образованию Тибетского автономного района.
Одно время панчен-лама полностью поддерживал политику центрального правительства и даже называл себя «буддийским марксистско-ленинским тружеником на благо народа». Тем не менее в 1964 году он был арестован и провел несколько лет под домашним арестом. В 1978 году он неожиданно вновь появился на политическом горизонте в Пекине и заявил, что, изучив как следует идеи Мао Цзэдуна, стал новым человеком. Теперь панчен-лама занимает пост заместителя председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, а также является почетным председателем Китайской буддийской ассоциации.
В Тибете панчен-лама пользуется определенной — хотя и гораздо меньшей, чем далай-лама,— популярностью. Об этом можно судить хотя бы по количеству их портретов в тибетских храмах. Изображений далай-ламы значительно больше.
В 1982 году панчен-лама совершил двухмесячную поездку по Тибету, что вызвало большое возбуждение среди народа. Десятки тысяч тибетцев вышли на улицы приветствовать его. В своих выступлениях он призывал «беречь единство Родины, как зеницу ока» и предложил далай-ламе вернуться в Китай. В сентябре 1985 года панчен-лама вновь посетил Лхасу и Шигадзе, где участвовал в мероприятиях, посвященных празднованию 20-летия создания Тибетского автономного района. Во время его выступления около 10 тысяч собравшихся тибетцев пытались получить его личное благословение. Само празднование было широко разрекламировано китайской печатью. Журнал «Китай» писал, в частности, о массовом народном гулянии, на которое «к одобрению всех тибетцев, в знак почтения перед здешними тибетскими обычаями секретарь парткома Тибетского автономного района У Цзинхуа специально вышел в тибетском наряде».

Комментарии закрыты.