• Объявления

Цинхай-Тибетское шоссе — самая высокогорная дорога в мире, проходит через бассейн Цайдам, пересекает хребты Куньлунь, Тангла и Ньэнчен на высоте от 4 до 5 тысяч метров над уровнем моря. Цинхайский отрезок шоссе был проложен в 1952 году, а Тибетский — в 1953—1954 годах. Все строительство вели части Народно-освободительной армии Китая. Работы по ремонту и асфальтированию дороги продолжались 11 лет, и в них было вложено 770 миллионов юаней.
Дороги в Тибете — это вообще больная тема. Постоянные оползни, обвалы, камнепады, лавины и прочие напасти заставляют тратить огромные средства на поддержание их в мало-мальски пригодном состоянии. Нам рассказали, что, во избежание деформации, вызванной асфальтированием, участки дороги, проходящие по вечной мерзлоте (земля здесь в некоторых местах промерзает на глубину до 120 метров), были укреплены полипропиленом. Асфальт кладется на тонкий слой гравия, но быстро трескается под весом многотонных машин, и на дороге появляются ямы и рытвины. Поэтому процесс строительства и ремонта дороги идет постоянно и, похоже, продолжается с момента ее введения в строй. Как и прежде, большую часть работ ведут солдаты. Работают здесь и местные строительные бригады, состоящие из тибетцев и хуэй,
Реконструкция дороги, которая, как мы потом узнали, была закончена в июле 1985 года, имеет огромное значение для здешних мест. Раньше тяжелые грузовики часто увязали в грязи, и их приходилось надолго бросать в этих безлюдных местах. После того как из-за больших технических трудностей было отложено на неопределенные сроки строительство Цинхай-Тибетской железной дороги, это шоссе стало важнейшей (а в это время года вообще единственной) артерией, связывающей Тибет с центральными районами Китая. Сикан-Тибетское шоссе, также построенное армейскими частями в 50-е годы, по свидетельству всех путешественников, является «самой опасной дорогой в мире», а весной и ранним летом сообщение между Лхасой и Сычуанью и вовсе прерывается: тропические ливни размывают дорогу и разрушают мосты.
Понятно теперь, почему столь интенсивен поток автомашин на трассе, которую выбрали мы. Ведь в Лхасе «абсолютно ничего нет», по выражению нашего шофера. Туда везут все: от консервов до мыла. Наш грузовик нагружен вермишелью. Встречные машины, насколько мы успеваем заметить, везут продукцию только одного вида — невыделанные шкуры яков.

Комментарии закрыты.