• Объявления

После неудачной миссии Пржевальского далай-лама, стремясь противодействовать растущим аппетитам Англии, стал более благожелательно относиться к северному соседу — России. Известный географ П. К. Козлов дважды беседовал с далай-ламой, бежавшим на север после того, как в Тибет зимой 1903 года вторглись английские войска. А годом раньше известный ученый-бурят Г. Ц. Цыбиков стал первым, кто привез фотографию Лхасы. Перу Цыбикова принадлежит недавно переизданный в Новосибирске объемистый труд «Буддист-паломник у святынь Тибета».
После синьхайской революции 1912 года вплоть до 1951 года, когда между Центральным народным правительством Китая и далай-ламой было подписано «Соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», влияние Китая в Тибете практически не ощущалось.
В 50-е годы Тибетский автономный район КНР посетили советские журналисты, опубликовавшие интересные путевые заметки об этом крае, о его новой жизни в составе социалистического Китая. Но затем пришли 60-е годы, началась «культурная революция», и вновь Тибет был надолго закрыт для постороннего глаза. В начале 80-х годов отдельным предприимчивым путешественникам удавалось получить от китайских властей разрешение на проезд по Тибету. Так, в 1981 году индийский социолог Викрам Сетх за две недели пересек Тибет на грузовике, направляясь к себе на родину. Опубликованные им путевые заметки имели большой успех у читателей.
… Еще в середине XX века путь от Пекина до Лхасы занимал три месяца. В 50-е годы, после строительства двух шоссейных дорог, связавших Тибет с провинциями Сычуань и Цинхай, в Лхасу
стало возможным добраться за двадцать дней. 1 еперь, когда вот уже несколько лет действует регулярное авиасообщение, в столице Тибетского автономного района можно оказаться за считанные часы. Наиболее простой способ — лететь самолетом из Чэнду или Сианя — был отвергнут сразу как не представляющий никакого интереса и слишком дорогостоящий. Продолжая извлекать прибыль из «туристского бума», китайские власти недавно значительно подняли цены на авиабилеты для иностранцев, которые теперь в два раза выше, чем для граждан КНР. Мы выбрали наземный путь, поскольку такое путешествие обещало познакомить нас с жизнью тибетских окраин. Поездом до Голмо, ближайшей к Тибету железнодорожной станции, а оттуда на рейсовом автобусе или попутном грузовике — в Лхасу.
Еще в 50-е годы был разработан проект строительства железной дороги, которая должна была бы связать Синьцзян с Тибетом. От этого проекта до сих пор официально не отказались, но, проехав по автомобильному тракту, мы убедились, что осуществить проект будет невероятно трудно, скорее всего невозможно. Во всяком случае, это дело далекого будущего.
Наступил июнь 1985 года. Учебные планы выполнены. Получено разрешение на путешествие в городском отделении общественной безопасности. Времени у нас не так много. На июль уже был намечен наш отъезд на Родину. Так что, отправляясь, мы слегка опасались: а ну как застрянем где-нибудь по дороге, как Викрам Сетх, проведший несколько ночей в кабине грузовика, дожидаясь, пока подсохнет дорога, размытая ливнями. Но отступать не в наших правилах.

Комментарии закрыты.