• Объявления

Публикации декабря, 2008

 
Понедельник, декабря 8, 2008

_41826336_savetibet_neu416.jpgНа небольшом пригорке в нескольких сотнях метров от нас приютилась живописнейшая горная деревенька Тингри. Она прекрасно смотрится на фоне гималайских вершин. Тингри когда-то была важным торговым центром, где непальские шерпы обменивали рис, пшеницу и железо на тибетскую шерсть и соль. После 1959 года торговля прекратилась, но когда-нибудь в будущем вполне может возродиться. Широкая долина, в которой находится деревня, также называется Тингри. Здесь прекрасные пастбища, а вокруг деревеньки — небольшие поля, на которых трудятся женщины. Тибетцы, вероятно, единственные азиаты, которые обрабатывают поля инструментами с длинной ручкой, чтобы работать, не сгибаясь в три погибели. Суровые природные условия вынудили жителей Гималаев изобрести способ, как ускорить таяние снегов весной, чтобы посеять в нужное время ячмень и собрать урожай до наступления зимы. Они набирают землю и прячут ее осенью в доме, чтобы она не смерзалась. В мае крестьяне рассыпают эту землю на поле, еще покрытом толстым слоем снега. Солнце нагревает этот темный земляной слой и вызывает таяние снега, хотя все вокруг еще бело.
Основной продукт питания тибетцев — знаменитая «цзамба» — мука из пережаренного голозерного ячменя. Тибетцы смешивают ее в пиалах с «ячьим чаем» и едят прямо руками. В условиях высокогорья приготовление пищи на огне затруднено, поскольку ни один из видов топлива не дает большого количества тепла из-за нехватки кислорода. А готовая к употреблению «цзамба» решает проблему. (далее…)

 
 
Понедельник, декабря 8, 2008

 Специальная экономическая зона в Шэньчжэне существует с 1980 года, когда Всекитайское собрание народных представителей утвердило «Положения о Специальных экономических зонах в провинции Гуандун», согласно которым для их создания выделялись территории городских районов Шэньчжэня, Чжухая и Шаньтоу.Сегодня Шэньчжэньская СЭЗ — самая большая и развитая в Китае. Она занимает 328 квадратных километров, примерно шестую часть площади Шэньчжэньского городского района.
Чем же отличается Шэньчжэнь от других городов страны?
В Шэньчжэньской СЭЗ действует целая система привилегий для иностранных предпринимателей. Основные из них сводятся к следующему: вкладчики могут создавать на территории зоны совместные с китайской стороной кооперативные и частные предприятия, для работы на которых в качестве технических специалистов или управляющих разрешается нанимать хуацяо, жителей Гонконга и Макао. Китайские рабочие и персонал могут наниматься по рекомендации Компании по обеспечению рабочей силой СЭЗ, а также непосредственно путем заключения контрактов с нанимаемыми. В отношении служащих и рабочих, не выполняющих правила и инструкции, действующие на предприятии, разрешается применять такие обычно не применяемые на китайских предприятиях меры, как денежные штрафы и увольнения. Каждому предприятию дается свобода в выборе одного из четырех видов системы оплаты: сдельной, повременной, подневной или помесячной. В настоящее время уровень зарплаты в Шэньчжэне в два-три раза выше, чем в других частях страны, но в два раза ниже зарплаты в Гонконге. Большие льготы предоставляются и в налогообложении. От импортных пошлин освобождаются машины, оборудование, средства транспорта и другие предметы, необходимые для нужд производства, а также почти все предметы потребления, за исключением табака и спиртного. Готовая продукция и полуфабрикаты, изготовляемые на предприятиях СЭЗ и предназначенные для продажи за границей, освобождаются от экспортных пошлин. Подоходный налог установлен в 15 процентов, что меньше, чем в большинстве развивающихся стран. Кроме того, предприятия, в которые вложено более 5 миллионов долларов США, могут быть или совсем освобождены от налога на срок от 1 до 3 лет, или платить сокращенную на 20—50 процентов ставку. (далее…)

 
 
Понедельник, декабря 8, 2008

pic_2005511_20mn12s54mls640.jpgНаш первый день в Шанхае был посвящен достопримечательностям. В городе, где смешались, кажется, все эпохи и стили, множество достопримечательностей на любой вкус. Но прежде всего, конечно, все идут на знаменитую Шанхайскую набережную. Именно здесь в период наиболее бурного развития города возводились грандиозные каменные банки, отели, магазины. Сегодня набережная — излюбленное место для прогулок горожан. Здесь по небольшой аллее вдоль каменного парапета постоянно прохаживается множество людей… К вечеру парапет буквально облепляют любовные парочки, которые стоят почти вплотную друг к другу. Такие парочки — примета самого последнего времени, еще недавно демонстрировать свои чувства в общественных местах считалось крайне неприличным. В центральной газете мы видели карикатуру на эту тему: на одной скамейке целуются и обнимаются сразу несколько молодых пар. Но сатира направлена не на нравы, как может показаться на первый взгляд, а на жилищную проблему. В Шанхае она стоит особенно остро.
Если в среднем по стране на человека в начале 80-х годов приходилось 4,5 квадратных метра жилья, то в Шанхае — лишь 3,6 метра. Понятно, что ходить в гости друг к другу шанхайским юношам и девушкам особенно трудно. Жилищная проблема — бич китайских городов. Ведь в том же Шанхае население со времени переписи 1953 года увеличилось почти в три раза, а жилищное строительство в течение долгого времени практически не велось. О качестве старых шанхайских жилых домов нечего и говорить. Здесь, как правило, нет горячей воды, часто нет отопления и даже канализации. Для решения жилищной проблемы принимаются различные меры. В седьмой пятилетке (1986—1990 гг.) намечено построить 24 миллиона квадратных метров жилья, строятся города-спутники. Государственные квартиры предоставляются бесплатно, но теперь шанхаец имеет право купить квартиру. Впрочем, даже с учетом того, что часть суммы в некоторых случаях выплачивает предприятие, такую покупку может себе позволить незначительное меньшинство населения. Как сказал впоследствии один наш знакомый, двухкомнатная квартира стоит 25 тысяч юаней, и с заработком в 100 юаней в месяц (что, между прочим,выше средней зарплаты) о покупке квартиры нечего даже мечтать. (далее…)

 
 
Понедельник, декабря 8, 2008

Долина, по которой все быстрее и быстрее мчится наша автомашина, постепенно становится все более обжитой. Вдоль дороги под брезентовыми навесами сидят девушки-тибетки с современными китайскими термосами. В этих импровизированных чайханах проезжающим предлагают тибетский чай с маслом и солью, самый распространенный здесь напиток. По утверждению всех путешественников, этот чай необычайно полезен в высокогорном климате и прекрасно утоляет жажду, тем не менее к его вкусу мы так и не смогли привыкнуть.
«Все путешественники, посетившие Гималаи,— пишет известный французский исследователь этого края Мишель Пессель,— жалуются на «отвратительный тибетский чай». Я не согласен с критиканами. Хороший тибетский чай — великолепный напиток, если принимать его за то, что он есть на самом деле, иначе говоря, за бульон…»
В тибетском народе до сих пор живет сказочная история о чае и соли. Давным-давно на разных берегах реки жили два племени. Люди этих племен жили под одним солнцем, пили воду из одной реки, настолько узкой, что с берега на берег доносились запахи цветов. И не было мира между племенами, а чем была вызвана вражда — уже никто не помнил. Но случилось так, что юноша с одного берега полюбил прекрасную девушку с противоположного берега…
История восточных Ромео и Джульетты окончилась так же печально. Мрачным силам зла и зависти удалось умертвить юношу. Когда, по обычаю, его тело сжигалось на костре, девушка бросилась в пламя и сгорела с возлюбленным вместе. Пепел был предан земле на разных берегах реки. (далее…)

 
 
Понедельник, декабря 8, 2008

harbin.jpgИстория Харбина неразрывно связана с историей Китайско-Восточной железной дороги, которая была построена Россией в конце прошлого века на территории Китая и соединила кратчайшим путем Восточную Сибирь и Дальний Восток.
Контракт на постройку и эксплуатацию КВЖД был подписан в 1896 году в результате переговоров министра финансов С. Ю. Витте — главного организатора дальневосточной политики России того времени — с крупнейшим китайским сановником Ли Хун-чжаном, приехавшим в Москву на церемонию коронации Николая II. Формально, как это было предусмотрено «русско-китайским оборонительным союзом», КВЖД должна была облегчить переброску русских войск на Дальний Восток в случае нового нападения Японии на Китай. Однако Россия преследовала другие цели: ослабить влияние в Маньчжурии европейских держав и Японии, экономически привязать этот край к русскому Дальнему Востоку. Что касается Китая, то не последнюю роль здесь сыграла миллионная взятка, обещанная Ли Хунчжану. Земли вдоль дороги согласно контракту превращались в полосу отчуждения, своеобразный русский сетлмент.
После того, как общее направление линии КВЖД было окончательно определено, нашлось и место для будущего административного центра дороги. Им стала случайная точка пересечения проектировавшейся дороги с рекой Сунгари. Первоначально город предполагалось назвать «Сунгари», однако позднее за ним закрепилось маньчжурское название расположенной неподалеку деревеньки. «Там, где теперь проходит рельсовый путь, где громадный город с многотысячным населением раскинул свет своих улиц на много верст вокруг, где жизнь большого культурного и торгового центра бьет ключом,— писали авторы изданного в 1923 году в Харбине «Исторического обзора КВЖД»,— там 25 лет тому назад только ветер проносился над почти безмолвною равниною, да изредка добродушный маньчжур тихими шагами пробирался по узкой тропинке своего возделанного поля…» (далее…)